Тема 5. Гидросфера


Гидровикторина (задания) ⇒
1 конкурс – «Викторина»
  1. Что такое «гидросфера»?

  2. Перечислите части гидросферы (работа с таблицей).

Каждой команде раздаются таблицы, которые они должны заполнить.

  1. Где соленость воды наиболее высо­кая, а где — наиболее низкая? Каковы при­чины ее изменения?

  2. Каспийское ... — это что?

  3. Описать мировой круговорот воды.

  4. Что такое «морена»?

  5. Почему цунами не опасны в откры­том океане?

  6. Дать определение понятию «река».

  7. Какой географический объект распо­ложен на высоте 1054 м?

  8. Какова роль Гренландии в образова­нии айсбергов?

  9. Перечислите основные свойства воды.

  10. Назовите виды ледников.

  11. Какой географический объект име­ет координаты 53° с.ш., 142° в.д.?

  12. Что такое «Гольфстрим»?

  13. Почему морякам нужны «таблицы приливов»?

  14. В каком море соленость воды дости­гает 42%?

  15. Что такое «Анхель»?

  16. Каковы причины возникновения волн?

  17. Чем материк отличается от остро­ва?

  18. Назовите самое глубокое озеро в мире.

  19. Какие течения считаются теплыми, а какие — холодными?

  20. Где наблюдается соленость воды в 270%?

  21. Что такое «пролив»?

  22. Какой географический объект име­ет координаты 58° с.ш., 92° в.д.?

  23. Что такое «соленость»?

  24. Почему бессточное озеро может стать соленым?

  25. Что такое «айсберг»?

  26. Что такое «снеговая линия»?

2 конкурс – «Пять подсказок»

Ответы на задания этого конкурса требуют от учащихся сообразительности, эрудиции, умения логически мыслить и рассуждать. Предлагаю угадать объект с помощью подсказок. Всего подсказок пять, и я зачитываю их поочередно. Ответы принимаю после каждой подсказки. Если команда правильно ответила после первой подсказки, она получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвертой – 2 балла, после пятой – 1 балл. Ученик, верно ответивший на вопрос, должен показать названный объект на карте.

I

  • 1-я подсказка – площадь этого объекта около 7 млн. км2.

  • 2-я подсказка – этот объект находится в Южной Америке.

  • 3-я подсказка – он собирает воду примерно с половины территории материка.

  • 4-я подсказка – на этой площади расположена Амазонка со своими притоками.

  • 5-я подсказка – это территория, с которой Амазонка собирает воду.

(Ответ: бассейн Амазонки.)

II

  • 1-я подсказка – это озеро расположено в Европе.

  • 2-я подсказка – это прекрасное ледниково-тектоническое озеро.

  • 3-я подсказка – в годы Великой Отечественной войны его называли «дорогой жизни».

  • 4-я подсказка – оно находится на северо-западе Восточно-Европейской равнины.

  • 5-я подсказка – рядом с ним расположено Чудское озеро.

(Ответ: Ладожское озеро.)

III

  • 1-я подсказка – это очень необычное море Атлантического океана.

  • 2-я подсказка – оно находится у юго-восточных берегов Северной Америки.

  • 3-я подсказка – примерно в этом районе расположен Бермудский треугольник.

  • 4-я подсказка – его границы – морские течения.

  • 5-я подсказка – в этом море распространены водоросли с одноименным названием.

(Ответ: Саргассово море.)

3 конкурс – «Немая карта»

Командам раздаю контурные карты мира. На них цифрами обозначены 20 объектов гидросферы. Необходимо за 2 мин. Подписать как можно больше названий обозначенных географических объектов, не пользуясь атласом. Максимальное количество баллов – 20.

4 конкурс – «Ассоциации»

Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений. Задания данного типа способствуют развитию мышления, учат детей находить взаимосвязи между различными объектами и процессами, а также очень нравятся детям.

  1. Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения. (Цунами.)

  2. Испарение, облака, осадки, река, море. (Мировой круговорот воды.)

  3. Ветер, вода, бутылка, письмо. (Течения.)

  4. Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. (Водопад.)

  5. Вода, соленость, доля вещества. (Промилле.)

  6. Океан, корабль, лед, гора, опасность. (Айсберг.)

Тема 6. Атмосфера

погода

практическая работа №6

Составление графика изменения температуры воздуха,

диаграммы осадков, розы ветров

и описание погоды своей местности.

календарь погоды для школьников
Инструкция по выполнению работы ✎

8.02.17 Практическая работа №6

 

Тема: Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.

 

Задание №1.   Что такое суточный ход температуры воздуха? В какое время суток и почему, как правило, наблюдается самая высокая температура воздуха? (самая низкая?)

 

 

Задание №2. Постройте график хода температуры воздуха по предложенным в таблице данным:

месяцы

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

температура

-6

-3

+3

+8

+16

+20

+24

+25

+17

+12

+5

-2

Определите:

- амплитуду воздуха и

- среднюю температуру за год

 

Задание №3. Постройте розу ветров по данным (декабрь 2016г.):

(Инструкция по построению "розы ветров" находится под таблицей)

Дата

Направление ветра

1

Ю

2

Ю

3

З

4

З

5

Ю-З

6

Ю-З

7

С

8

Ю-З

9

З

10

З

11

З

12

З

13

С

14

З

15

Ю

16

С-В

17

Ю

18

Ю

19

Ю

20

Ю

21

З

22

С-В

23

С-В

24

Ш

25

С-В

26

С-В

27

С-В

28

С-В

29

Ю-З

30

З

31

С-В



Тема 7. Биосфера

Природная зональность(тренажер)⇒
Лесные и пустынные ландшафты(тренажер)⇒
Антропогенные ландшафты(тренажер)⇒

Почвы

Тип

почвы

Прир. зона

Условия

почвообразования

Кол.

гумуса

Свойства почвы

Оценка плодородия

t,°С

осадки, мм

испаряемость, мм

Тундрово-глеевые

Тундра

8

500

125

Мало

Маломощные, имеют глеевый слой

Мерзлотно-таежные, подзолистые

Тайга, смешанные леса

16

450

750

Мало (1-2%)

Промывные, кислые

Серые лесные

Широколиственные леса

19

660

570

4-5%

Больше растительных остатков

Черноземы

Степи

22

550

750

10-12%

Зернистая структура

Бурые, пустынные, солонцы

Полупустыни

25

350

1100

Гумуса меньше

Засоление

Типы и свойства почв различных природных зон

 

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1.Арктическая пустыня

часто отсутствуют или арктические

крайне мало

не плодо-родная

мало тепла и растительности

2.Тундра

тундрово-глеевые

мало

маломощные, имеют глеевый слой

вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

3.Лесная зона

 

а) тайга

подзолис-тые

мало (1-2%)

промывные, кислые

k>1, растительные остатки – хвоя

б) тайга Вос-точной Сиби-ри

таежно-мерзлот-ный

мало

малоплодородные холодные

вечная мерзлота

в) смешанные леса

дерново-подзолистые

больше, чем в подзолис-тых

более плодород-ные

промыв весной, больше растительных остатков

г) широколис-твенные леса

серые лесные

4-5%

4.Степи

черноземы, каштановые

10-12%

самые плодородные почвы, зернистая структура

k=1 и 0,8-0,9; много растительных остатков ежегодно, много тепла

5.Полупустыни

бурые полупустынь серо-бурые

гумуса меньше

засоление почв

Сухой климат, разреженный растительный покров, k<0,5

В. В. Докучаев 
(1846 - 1903)
Основоположник современного почвоведения, 
основанного на идее глубокой взаимосвязи живой и неживой природы