Наука-исследовать Землю

Гео (Земля)

+

Графио (описание)

=

?

Для того, чтобы ответить на вопрос: "что изучает география?" посмотрите первые 6 минут видео.


Интеллектуальная карта


источники географических знаний

географические источники информации
географические источники информации

определите по изображениям:

о каких источниках географических знаний идет речь?


методы изучения географии

развитие географических знаний

Древний мир и античность

География не была признана официальной учебной дисциплиной до 18-го века,

хотя многие ученые развивали географическую науку ещё с древних времен.


Download
Представление о Земле в древности
Представления древних о Земл.pdf
Adobe Acrobat Document 349.8 KB


Великие географические открытия

интерактивная карта


португальские мореплаватели


открытие австралии


открытие антарктиды


№1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли»

Цель: обобщить и систематизировать собранный материал о знаменитых географических путешествиях и экспедициях разных исторических эпох;

закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли.


Основные понятия

 

 

Эпоха Великих географических открытий — период с середины XV до середины XVII в., ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками.

Великие географические открытия проходили по трём главным направлениям:

южным путём — вокруг Африки,

западным — через Атлантический океан,

северным водным — вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки

и северным сухопутным — через Северную Азию.

 

ход работы

Заполните таблицу «Этапы географического изучения Земли».

Этапы познания Земли Выдающиеся ученые Географические достижения
 Античность Эратосфен  
  Аристотель доказал шарообразность Земли

№ п/п

Век (год),  исследователь

Основные события и их значение

Древняя эпоха

1.

До VI в. до н. э.

 

2

V в. до н. э. Геродот

 

3

IV в. до н. э. Аристотель

 

4

III—II вв. до н. э. Эратосфен

 

5

I—II вв. н. э. Клавдий Птолемей

 

Средние века (V—XV вв.)

6

1271 - 1295 гг. Марко Поло

 

7

1325 – 1349 Ибн Баттута

 

8

1468 г Афанасий Никитин

 

9

1492 г Мартин Бехайм

 

10

ХV в Генрих Мореплаватель

 

Эпоха Великих географических открытий ( середина  ХV – середина ХVII в)

11

1487- 1488 г Бартоломеу Диаш

 

12

1492 – 1504 г Христофор Колумб

 

13

1497 1499 г Васко да Гама

 

14

1519 – 1521 Фернан Магелан

 

15

1577 – 1580 Френсис Дрейк

 

16

1642 – 1643 Абель Тасман

 

17

 ХVI – ХVII в Русские землепроходцы

 

География Нового времени

18

1768 – 1779 г Джеймс Кук

 

19

1803 – 1806 г Иван Крузенштерн

 

20

1820 г Ф. Беллинсгаузен М. Лазарев

 

Современные географические исследования

21

1909 г Р. Пири

 

22

1911 г Р Амундсен

1912 Р Скотт

                        

22

С 1956 исследование Антарктиды

 

 

век\год  ученые и путешественники открытие и вклад в развитие географии 

эпоха описания объектов и явлений

VII-VI

до   н.э. 

 Фалес Установил продолжительность года в 365 дней, занимался определением местоположения различных объектов на Земле

V

до н.э.

Геродот Отец истории (этнографии), применил первым исторический метод, т.е. воссоздал во времени географические процессы. Источник истории Великой Скифии (территория современной Украины, России  и Казахстана) 
V-IV до н.э. Платон Предложил теорию, что Земля имеет форму шара.

IV

до н.э.

Аристотель Привел множество доказательств шарообразности Земли, однако утверждал, что Земля неподвижна и покоится в центре Вселенной

 III-II

до н.э.

Эратосфен Отец географии, автор труда «Географические запуски», создал карту мира

I

до н.э.

Страбон Автор "Географии" в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира

100-170 гг. н.э.

Птолемей Автор «Альмагеста», создал «Руководство по географии». Создатель первых современных карт мира (с указанием широты и долготы объектов)
 

VII-XII вв.н.э.

арабские географы заложили основу описательной географии опирающейся на карту. Создан первый климатический атлас мира - «Kitab al-Ashkal»
эпоха Средневековья
IX-XI вв. н.э. скандинавы-викинги Открытие Гренландии и Северной Америки

1254-1324 гг.

Марко Поло Совершил путешествия по Азии и описал в книге «О разнообразии мира»

XV в.

Афанасий Никитин Изучал быт народа Персии и Индии. Автор записей "Хождение за три моря"

1450-1500 гг.

Бартоломеу Диаш  В 1488 году в поисках морского маршрута в Индию он первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Достиг одного из южных мысов Африки, который был назван мысом Бурь.
эпоха Великих географических открытий
1460-1524 гг. Васко да Гама Командующий экспедицией, которая первая в истории прошла морским путём из Европы в Индию
1451-1506 гг. Христофор Колумб В 1492 году открыл для европейцев Америку, совершив 4 плавания, исследовал центральную часть Латинской Америки. 
1450-1499 Джон Кабот Исследовал побережье Северной Америки (остров Ньюфаундленд)
1480-1521 гг. Фернан Магеллан В 1519-1921 гг. совершил первое кругосветное путешествие, доказав наличие единого мирового океана.
1512-1594 гг. Меркатор Автор «Картографической проекции», создал глобус Луны, новая карта Европы, автор первого географического атласа.

1622-

1651

Берхард Варен

(Варениус)

Написал книгу «Всеобщая география». Выделил географию из системы европейских знаний в отдельную науку, определив в общем виде её цель, задачи, методы исследований и область применения.
 1642-1644  Абель Тасман  Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии, Фиджи, а также побережья Австралии.
1605-1673 Семен Дежнев Исследователь Северной и Северо-Восточной Сибири
новое время
1681-1741 Витус Беринг Исследователь Камчатки. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской, достигнув берегов Северной Америки
1686-1750 Василий Татищев Выделил историческую географию
1711-1765 Михаил Ломоносов Заложил географические основы изучения России, геологии и происхождения Земли.
1728-1779 Джеймс Кук Возглавлял три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Изучил Австралию и Новую Зеландию. Предположил существования Южного материка (Антарктида).
1819-1821 Беллинзгаузен и Лазарев Открытие Антарктиды
1909 Роберт Пири Покорение Северного полюса Земли
1911 Рауль Амудсен и Роберт Скотт Первооткрыватели Южного полюса Земли. Экспедиция Скотта трагически погибла во время возвращения. Амудсен первый человек покоривший оба полюса Земли.
эпоха дифференциация знаний
1769-1859 Александр фон Гумбольт Разработал карты и их распределение, дал обоснование климатологии как науки.
1770-1846 Иван Крузенштерн Возглавил первую русскую кругосветную экспедицию
1779-1859 Карл Риттер Основоположник общественной и социально-экономической географии, ввёл понятие землеведение
1839-1888 Николай Пржевальский Географическое и естественно-историческое исследование горных систем Центральной Азии. Один из крупнейших климатологов XIX века
1846-1888 Н.Н. Миклухо-Маклай Антрополог-этнограф и натуралист-путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.
1827-1914 П. Семенов-Тянь Шанский Создал экономическое районирование России
1842-1916 Александр Воейков Основоположник климатологии
1846-1903 Василий Докучаев Основоположник почвоведения и географии почв
1863-1945 Владимир Вернадский Внёс вклад в развитие биосферы, доказал переход биосферы в ноосферу
1881-1963 Николай Баранский Развитие экологической географии, обосновал для неё место в системе географических наук
1871-1941 А. Крубер Основоположник отечественного карстоведения
современный этап познания Земли
1900-1920

Э. Мартель

Отец спелеологии
1943

Жак Ив Кусто

Океанограф-натуралист. Изобрел акваланг
1953

Э. Хиллари, 

Т. Норгей

Первые покорители Эвереста. До них было предпринято 50 безуспешных экспедиций.
1960

Д. Уолш и

Ж. Пикар

Первое в мире погружение на дно Марианского жёлоба (11 521 метр)
1961

Юрий Гагарин

Первый человек побывавший в космосе

исследования xxi века

под землей

под водой

высшая точка

глубочайшая впадина



Тема 2 . Планета земля

критерии оценивания  ответ по карте номенклатура география

Осевое вращение Земли
Мы каждый день наблюдаем как Солнце изменяет своё местоположение на небосводе. На самом деле эта Земля вращается вокруг своей оси.
 
Ось 4.png
 
Угол наклона земной оси — \(23,5°\).Ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом \(66,5°\) и её северный конец постоянно направлен на Полярную звезду.
 
Ось 3.png
 
Во время вращения Земли вокруг своей оси Солнце освещает то одну, то другую сторону планеты. Так происходит смена дня и ночи. На освещённой стороне планеты — день, а на противоположной (неосвещённой) — ночь.
 
ДиН.gif
 
Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за \(24\) часа — за сутки. Вращается Земля с запада на восток, то есть против часовой стрелки, если смотреть на планету со стороны Северного полюса. Поэтому восход Солнца мы наблюдаем на востоке, а закат — на западе. Утро в восточных странах начинается раньше, чем в западных. Японию называют Страной восходящего Солнца, так как она расположена восточнее других стран Евразии.
Источник http://www.yaklass.ru
Полюса, тропики, полярные круги
Полюса
Географические полюса — точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.
СЮП.png
 
Географических полюсов \(2\) — Северный и Южный. Северный расположен в центральной части Северного Ледовитого океана (\(90°\) с.ш.), а Южный в Антарктиде (\(90°\) ю.ш.).
 
СЮП 3.png
Тропики
Земля имеет шарообразную форму и постоянный угол наклона оси к плоскости орбиты. Поэтому солнечные лучи освещают различные участки планеты под разными углами. На экваторе в определённые дни солнечные лучи падают в полдень под прямым углом — Солнце находится в зените. У полюсов солнечные лучи падают под острым углом, скользят по поверхности.
Тропики — воображаемые окружности на земной поверхности Земли, где солнечные лучи один раз в год в полдень падают под прямым углом.
 
Экватор — условная линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси её вращения.
СЮТ.png
Северный тропик, или тропик Рака расположен на \(23° 26′16″\) к северу от экватора, Южный тропик, или тропик Козерога расположена на \(23°26′16″\) к югу от экватора. Между тропиками Солнце в зените бывает дважды в год.
 
Между тропиками и полюсами Солнце никогда не бывает в зените.
Полярные круги
Полярные круги — воображаемые окружности на поверхности Земли, где в течение одних суток в год бывает полярный день и полярная ночь.
СЮПК.png
 
В полярных областях, расположенных к северу от Северного полярного круга и южнее Южного полярного круга можно наблюдать такие явления, как полярный день и полярная ночь.
 
Полярная ночь — период, когда Солнце более \(24\) часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта. Самая длинная ночь наблюдается на Южном полюсе, чуть менее \(6\) месяцев.
Города в России, в которых наблюдается полярная ночь: Апатиты, Билибино, Верхоянск, Воркута, Гаджиево, Дудинка, Заозёрск, Заполярный, Игарка, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Кола, Лабытнанги, Новый Уренгой,Мончегорск, Мурманск, Нарьян-Мар, Норильск, Оленегорск, Островной, Певек, Полярные Зори, Полярный, Североморск, Снежногорск, Среднеколымск.
Полярный день — период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше \(1\) суток. Самый долгий полярный день наблюдается на полюсах — более \(6\) месяцев. На Северном полюсе это примерно \(190\) дней с \(19\) марта по \(25\) сентября, на Южном — \(184\) дня с \(21\) сентября по \(23\) марта.
Источники:
https://ru.wikipedia.org
Источник http://www.yaklass.ru
Cледствия вращения Земли вокруг своей оси
Вращение Земли вокруг своей оси оказывает огромное влияние на нашу планету:
 
  1. Влияние на форму планеты — Земля приплюснута с полюсов;
  2. Смена дня и ночи и возникновение природной единицы — сутки (нагрев и охлаждение поверхности);
  3. Все движущиеся тела на поверхности Земли  в Северном полушарии вправо по ходу движения, в Южном — влево (реки, ветра, океанические течения).
В реках отклоняющая сила прижимает воду к одному из берегов, поэтому реки в Северном полушарии обычно более крутой правый берег, а в Южном полушарии — левый.
Земля остановилась.jpg
 
Если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца, она была бы обращена к Солнцу всегда одной стороной, на которой всегда был бы день. Температура на этой стороне Земли достигла бы \(+100°\) \(C\) и более, и вся вода испарилась бы. Неосвещённая сторона планеты превратилась бы в царство вечного холода.
Изменения в природе
Осевое вращение Земли вызывает изменения в поступлении солнечной энергии в виде света и тепла на земную поверхность в течение суток. С этим связаны изменения в природе:
  • Цветки одуванчиков и некоторых других растений раскрываются и закрываются в определённое время суток;
  • Животные добывают пищу в разное время суток: ласточки и жаворонки активны днём, а совы — охотятся ночью. Муравьи на ночь закрывают входы в муравейник.
Жизнь человека также подчинена суточным изменениям. Ночью мы спим, а днём бодрствуем.
Источник http://www.yaklass.ru
Cледствия вращения Земли вокруг Солнца
Земля, как и все планеты Солнечной системы, движется по своей орбите вокруг Солнца. Скорость движения составляет \(30\) км/с. Движется Земля в то же направлении, что и при вращении вокруг своей оси. Расстояние от Земли до Солнца составляет \(150\) млн км. За всё существование Земли (\(4,6\) млрд лет) это расстояние оставалось практически неизменным.
Вследствие того что Земля движется вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси, сохраняя постоянный наклон, на нашей планете происходит смена сезонов года.
 
Сезоны 2.png
Дни весеннего и осеннего равноденствия
21 марта.png23 сентября.png
 
Началом астрономической весны на Земле считают \(21\)  марта, а астрономической осени — \(23\)  сентября. В эти дни планета расположена так, что в полдень (\(12\) часов дня) Солнце в зените на экваторе. Северное и Южное полушария освещены одинаково. Продолжительно дня и ночи на всей планете одинакова. \(21\)  марта называют днём весеннего равноденствия, а \(23\)  сентября — днём осеннего равноденствия.
Дни летнего и зимнего солнцестояния
22 июня.png
 
Астрономическое лето в Северном полушарии наступает \(22\)  июня, в это время в Южномастрономическая зима. Земля находится в таком положении, что Северный полюс максимально повёрнут к Солнцу. Северное полушарие освещается больше, чем Южное. Солнце в этот день находится в зените над Северным тропиком. \(22\)  июня называют днём летнего солнцестояния. Этот день в Северном полушарии самый продолжительный, а в Южном — самый короткий.
 
22 декабря.png
 
\(22\)  декабря в Северном полушарии наступает астрономическая зима, в Южномастрономическое лето. Земля обращена к Солнцу Южным полюсом. В полдень Солнце находится в зените над Южным тропиком. \(22\)  декабря называется днём зимнего солнцестояния. Этот день в Южном полушарии самый длинный, а в Северном — самый короткий.
 
С положением Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси связано и изменение высоты Солнца в различные сезоны года.
 
Движение Солнца.png
Высота Солнца над горизонтом в Северном полушарии
 
Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше тепла и света получает поверхность Земли. Угол падения солнечных лучей на земную поверхность уменьшается от экватора к полюсам.
Источник http://www.yaklass.ru

№2. «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Цель: научиться анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», определять последствия этих движений, объяснять смену дня и ночи, времён года, показывать на схеме положение планеты в дни равноденствия и солнцестояния.


Основные понятия

Земная ось — воображаемая прямая линия, вокруг которой происходит суточное вращение Земли. Эта линия проходит через центр Земли и соединяет две противоположные точки на земной поверхности — географические полюса.

 

 

Осевое движение — движение Земли вокруг своей оси.

 

 

Орбитальное движение — движение Земли вокруг Солнца.

 

 

Экватор — условная линия на поверхности Земли, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях. Экватор делит земной шар на два полушария — Северное и Южное. Он является линией постоянного равноденствия. Солнце бывает над экватором в зените дважды в году, по линии экватора день всегда равен ночи.

 

 

Тропики — параллели, отстоящие на 23°27' к северу (Северный) и к югу (Южный) от экватора. Тропики ограничивают околоэкваториальное пространство, в пределах которого Солнце может находиться в зените. Страны, лежащие между Северным и Южным тропиками, называются тропическими.

 

 

Полярные круги (Северный и Южный) — параллели в Северном и Южном полушариях с широтой 66°33', которые ограничивают ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.

ход работы

  1. укажите стрелкой направление осевого движения Земли.
  2. подпишите на схеме экватор, тропики и полярные круги планеты;
  3. под каким углом наклонена земная ось к плоскости орбиты? Изобразите данный угол на схеме.

  1. подпишите на схеме времена года;
  2. укажите календарные даты дней равноденствия и солнцестояния;
  3. определите по схеме, где будет самый длинный день. Объясните свой ответ;
  4. определите по схеме, где будет самая длинная ночь. Объясните свой ответ;
  5. когда и почему день по продолжительности равен ночи?
  6. Подпишите на схеме пояса освещённости.

заполните таблицу

Дата какое время года в вашей местности как называется этот день где Солнце находится в зените
22 июня      
23 сентября      
22 декабря      
 21 марта      

Тема 3 . План и карта

устройство компаса


№3. Определение различных способов ориентирования на местности

Цель: научиться ориентироваться на местности по компасу, Солнцу и местным признакам, сторонам горизонта, находить азимут


Основные понятия

Азимут угол, образованный направлением на Север (магнитный меридиан) и направлением на искомый предмет (откладывается по часовой стрелке).

Ориентироваться на местности – это, значит, определить своё местоположение и нужное направление движения или действия относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и элементов рельефа.

ход работы

  1. Подпишите направления сторон горизонта указанных стрелками на рисунке
  2. Подпишите азимуты основных сторон горизонта

№4. Решение задач с использованием разных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.

 

Цель: научиться пользоваться различными видами масштаба и уметь переводить один вид масштаба в другой, измерять расстояния на карте с помощью масштаба.


Основные понятия

 

 

Масштаб — величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем реальное расстояние на местности.

 

 

Виды масштаба:

  1. численный 1 : 25 000
  2. именованный 1 см = 250 м
  3. линейный.

 

Запомни! 1 м = 100 см; 1 км = 100 000 см

 

ход работы

  1. Переведите численный масштаб в именованный.

    а) 1 : 2500

    б) 1 : 600

    б) 1 : 400 000

  2. Определите масштаб карты, если реальное расстояние в 18 км на карте равно 3 см.

    Решение

    1. По условию задачи 3 см = 18 км.

    2. 1 см =18 км : 3 см = 6 км.

    Ответ: масштаб карты — 1 см = 6 км

  3.  

    Выполните задания

     

    а) Определите масштаб карты, если:

    расстояние между городами Москвой и Оренбургом - 1250 км, а на карте составило 5 см

    расстояние между городами Иркутском и Владивостоком - 2250 км, а на карте составило 10 см

    б) Определите действительное расстояние между городами Нью - Дели (Индия) и Канберра (Австралийский Союз), если:

    масштаб карты - 1 см = 250 км, а на карте получили 11 см

    масштаб карты - 1 см = 550 км, а на карте получили 5 см

  4.  

    По физической карте России с помощью масштаба определите расстояние между городами:

    а) Москва - Санкт-Петербург

    б) Казань — Волгоград

  5.  

    Начертите отрезок в масштабе 1 : 5000, если на местности он составил 250 м.

№5. Составление описания маршрута по плану местности.


Основные понятия

 

План местности — чертёж небольшого участка земной по­верхности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

 

Горизонталь  - линия  на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой.

 

Бергштрих — чёрточка, проведённая перпендикулярно гори­зонтали, указывающая свободным концом, в каком направ­лении снижается склон.

 

ход работы

Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы

Цели работы:

1. Составить простейший план местности, на ко­тором изучаются природные комплексы.

2. Развивать умение самостоятельно составлять план местности и ориентироваться на ней при движении.

Последовательность выполнения работы

Составьте простейший план той местности, на которой во вре­мя предыдущей экскурсии изучались природные комплексы.

Во время движения от одной остановки к следующей измеряй­те расстояния шагами или по времени в пути. С помощью линей­ного масштаба и циркуля откладывайте его на планшете. Отмечайте место новой остановки проколом с кружком. Так, переходя от од­ной точки местности к другой, изображайте на планшете места остановок и расположенные около них предметы.

Затем заканчивают оформление плана: подписывают названия объектов на самом плане, его заголовок и масштаб, рисуют рамку, подписывают фамилии съемщиков и тех, кто оформлял план, ста­вят дату и место выполнения съемки.

Последовательность выполнения маршрутной съемки показана на рис. А, Б, В.


Свойства линий градусной сетки

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

В какие стороны горизонта направлены?

На север и на юг

На запад и на восток

Какова длина в градусах?

180

360

Какова длина в километрах?

20 000

От 40 000 и менее

Какова длина 1є в километрах?

111

От 111 на экваторе и менее на параллелях к полюсам

Какую форму имеют на глобусе?

Дуга

Окружность

Какую форму имеют на карте полушарий?

Крайние – дуги, средний – прямая, остальные – кривые линии

Средняя – прямая, остальные - кривые

* - учебник «География: физическая география» под редакцией Т.П. Герасимовой, М. Просвещение, 1990


Широта, ˚

Длинна дуги параллели в 1˚ по долготе

Широта, ˚

Длинна дуги параллели в 1˚ по долготе

0

111,3

50

71,7

5

110,9

55

64,0

10

109,6

60

55,8

15

107,6

65

47,2

20

104,6

70

38,2

25

101,0

75

28,9

30

96,5

80

19,4

35

91,3

85

9,7

40

85,4

90

0

45

78,8

 

 

Итоговый тест по теме: "План и карта" ⇒

План и карта

Материалы ФОЗ 5класс. Тема "План и карта". (Учебник География 5-6 класс А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина 2014 год)
Автор: Пурига П.В. Вопросов: 4 Максимальный балл: 4  
Вопрос № 1
Какую широту имеет Южный полюс?
Очков: 1
Вопрос № 2
Масштаб-это...
Очков: 1
Вопрос № 3
Угол между направлением на север и на какой-либо объект на местности называется
Очков: 1
Вопрос № 4
Выше изображен линейный масштаб. Запишите его в поле в виде числового масштаба.
Очков: 1

Ваш результат:
Количество баллов: из 4
Процент решения:




Тема 4. Человек на Земле



Практическая работа №8

 

Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц.

Инструкция по работе с контурной картой ⇒

1.Выполняй все работы на карте хорошо отточенными простым и цветными карандашами. Работа ручкой или фломастерами в картах недопустима.
2.Не перерисовывай содержание карты учебника или атласа, нанеси только границы тех государств, которые указаны в работе и нанеси их столицы.
3.Условные знаки, которые будешь использовать для выполнения задания: столица государства и государственная граница. Укажи их значение в легенде карты (таблица условных обозначений в отдельной рамке в каком-нибудь из углов карты).
4.Все надписи на карте старайся делать печатными буквами или аккуратным почерком простым карандашом.
5.Первая или последняя буква названия города или населённого пункта находится чаще всего у кружка, его обозначающего.
6.Границы на контурной карте обозначены пунктиром, но наносить их надо сплошной линией.
7.Если у тебя нет цветных карандашей, пользуйся только простым, но используй разные линии и штрихи, например: пунктиры, точка-тире, прямые штрихи, косые штрихи, сплошное тонирование и т.п. В этом случае твоя карта получится исполненной в чёрно-белой графике.
кликнув эту ссылку, можно ознакомиться с инструкцией по заполнению контурных карт
Крупнейшие государства ⇒

по размеру (площади)

Страна Столица Площадь
1.Россия Москва 17,1
2.Канада Оттава 10
3.Китай Пекин 9,6
4.США Вашингтон 9,6
5.Бразилия Бразилиа 8,5
6.Австралия Канберра 7,7
7.Индия Нью-Дели 3,3
8.Аргентина Буэнос-Айрес 2,8
9.Казахстан Нурсултан 2,7
10.Алжир Алжир 2,4

по численности населения

Страна Столица Численность населения
1.Китай Пекин 1.4 млрд
2.Индия Нью-Дели 1,35 млрд
3.США Вашингтон 330.5 млн
4.Индонезия Джакарта 265 млн
5.Бразилия Бразилиа 211 млн
6.Пакистан Исламабад 207 млн
7.Нигерия Абуджа 203 млн
8.Бангладеш Дакка 170 млн
9.Россия Москва 145 млн
10.Мексика Мехико 136 млн


Итоговый тест по теме: "Население Земли" ⇒
TestEdu v1.17 Население Земли
КОМ по теме "Человек на Земле" (Учебник География 5-6 класс А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина 2014 год)
90-100%-"отлично" 70-89%-"хорошо" 45-69%-"удовлетворительно" 44% и менее-"неудовлетворительно"
География 5 класс   |   Дата: 16.02.2017   |   Вопросов: 10   |   Автор: Пурига П.В. МБОУ "ОКЛ" г.Симферополь
Вопрос № 1

В настоящее время численность населения мира составляет:

5 миллиардов человек
6 миллиардов человек
700 миллионов человек
Более 7 миллиардов человек
Вопрос № 2

Среди материков Земли самое многочисленное население на территории материка:

Южная Америка
Африка
Евразия
Северная Америка
Вопрос № 3

Напишите один из самых распространённых языков на Земле:

Введите ответ:
Вопрос № 4

Выберите верное утверждение:

у людей монголоидной расы узкий разрез глаз, выступающие скулы, желтоватая кожа.
плотность населения - это величина, показывающая, сколько человек в среднем живет на единице площади территории
раса - это совокупность всех людей, живущих на определенной территории
самый крупный город мира - Мехико
Вопрос № 5

Выберите страны, входящие в первую пятерку по численности населения:

Индия
Китай
Россия
Мексика
США
Вопрос № 6

Выберите страны, входящие в первую пятерку по размеру территории:

Россия
Китай
Монголия
Канада
Индия
Вопрос № 7

Группы людей, которые объединяются по сходству внешних особенностей, обусловленных окружающей средой, называют:

расы
народы
этнос
население
Вопрос № 8

Первым совершил путешествие к берегам Америки

Виллем Янсзон
Христофор Колумб
Михаил Лазарев
Фернан Магеллан
Вопрос № 9

Мировыми религиями являются:

христианство
синтоизм
ислам
конфуцианство
Вопрос № 10

Карта на которой изображены государства и их границы называется:

политические
физическая
населения
топографическая
.

Тема 5. Литосфера



Практическая работа №9

 

Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.

«Основные формы рельефа Земли».

Цели работы:

  • Изучить основные формы земной поверхности.
  • Развить практические умения работать с картой.

Оборудование: атлас, учебник.

ХОД РАБОТЫ

1. По картам атласа (физическая карта полушарий):

  1. определите и нанесите на контурную карту:

    а) горные системы: Уральские, Кавказские, Верхоянские, Гималаи, Кордильеры, Памир.
    б) вершины: пик Коммунизма, Джомолунгма (Эверест).

    в) равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская (Русская) равнина, Средне-Сибирское плоскогорье,

    Западно-Сибирская равнина

     инструкцию по работе с контурными картами можно посмотреть по этой ссылке

  2. Приведите примеры низких, средневысотных и высоких гор.
  3. На каком материке расположены горы: Гималаи, Кордильеры, Уральские, Памир, Альпы, Анды, Атлас?

2. Найдите ответы на вопросы:

  1. Что свидетельствует о происходящих в настоящее время процессах горообразования?
  2. По каким признакам можно установить, что потухший вулкан раньше был действующим?

3. Сделайте схематический рисунок горста, грабена.

 

4. Заполните таблицу: “Различие гор по строению” (приведите примеры).

Складчатые 

Глыбовые

Складчато-глыбовые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Вулканы. Горячие источники».

Цели работы:

  • Изучить строение вулканов и причины их возникновения.
  • Выяснить, как горячие источники используются в хозяйственной деятельности человека.
  • Определить роль вулканизма в формировании рельефа Земли.
  • Обозначить на контурной карте полушарий действующие вулканы.

Оборудование: атлас, контурная карта, учебник.

ХОД РАБОТЫ

1.    Как используются воды горячих источников человеком?

2.    Сделайте схематический рисунок вулкана в разрезе. Изобразите: а) конус; б) жерло; в) очаг магмы; г) кратер. Правильно сделайте надписи, выполните все аккуратно.

3.    Какую форму имеет вулканические горы?

4.    Отметьте на контурной карте местонахождение вулканов: Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи.

5.    Почему в вулканических областях источники, часто бывают минеральными и с высокой температурой?

6.    Какова роль вулканизма в формировании рельефа Земли?

7.    Расскажите о вулкане Ключевская Сопка?

Творческая работа. Учащиеся по группам готовят доклады:

  • о магматических,
  • об осадочных, 
  • о метаморфических породах,
  • о землетрясениях
  • о вулканах.