Гео (Земля)
+
Графио (описание)
=
?
Для того, чтобы ответить на вопрос: "что изучает география?" посмотрите первые 6 минут видео.
определите по изображениям:
о каких источниках географических знаний идет речь?
География не была признана официальной учебной дисциплиной до 18-го века,
хотя многие ученые развивали географическую науку ещё с древних времен.
Цель: обобщить и систематизировать собранный материал о знаменитых географических путешествиях и экспедициях разных исторических эпох;
закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли.
Основные понятия
Эпоха Великих географических открытий — период с середины XV до середины XVII в., ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками.
Великие географические открытия проходили по трём главным направлениям:
южным путём — вокруг Африки,
западным — через Атлантический океан,
северным водным — вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки
и северным сухопутным — через Северную Азию.
Заполните таблицу «Этапы географического изучения Земли».
Этапы познания Земли | Выдающиеся ученые | Географические достижения |
Античность | Эратосфен | |
Аристотель | доказал шарообразность Земли |
№ п/п |
Век (год), исследователь |
Основные события и их значение |
Древняя эпоха |
||
1. |
До VI в. до н. э. |
|
2 |
V в. до н. э. Геродот |
|
3 |
IV в. до н. э. Аристотель |
|
4 |
III—II вв. до н. э. Эратосфен |
|
5 |
I—II вв. н. э. Клавдий Птолемей |
|
Средние века (V—XV вв.) |
||
6 |
1271 - 1295 гг. Марко Поло |
|
7 |
1325 – 1349 Ибн Баттута |
|
8 |
1468 г Афанасий Никитин |
|
9 |
1492 г Мартин Бехайм |
|
10 |
ХV в Генрих Мореплаватель |
|
Эпоха Великих географических открытий ( середина ХV – середина ХVII в) |
||
11 |
1487- 1488 г Бартоломеу Диаш |
|
12 |
1492 – 1504 г Христофор Колумб |
|
13 |
1497 1499 г Васко да Гама |
|
14 |
1519 – 1521 Фернан Магелан |
|
15 |
1577 – 1580 Френсис Дрейк |
|
16 |
1642 – 1643 Абель Тасман |
|
17 |
ХVI – ХVII в Русские землепроходцы |
|
География Нового времени |
||
18 |
1768 – 1779 г Джеймс Кук |
|
19 |
1803 – 1806 г Иван Крузенштерн |
|
20 |
1820 г Ф. Беллинсгаузен М. Лазарев |
|
Современные географические исследования |
||
21 |
1909 г Р. Пири |
|
22 |
1911 г Р Амундсен 1912 Р Скотт |
|
22 |
С 1956 исследование Антарктиды |
|
век\год | ученые и путешественники | открытие и вклад в развитие географии |
эпоха описания объектов и явлений |
||
VII-VI до н.э. |
Фалес | Установил продолжительность года в 365 дней, занимался определением местоположения различных объектов на Земле |
V до н.э. |
Геродот | Отец истории (этнографии), применил первым исторический метод, т.е. воссоздал во времени географические процессы. Источник истории Великой Скифии (территория современной Украины, России и Казахстана) |
V-IV до н.э. | Платон | Предложил теорию, что Земля имеет форму шара. |
IV до н.э. |
Аристотель | Привел множество доказательств шарообразности Земли, однако утверждал, что Земля неподвижна и покоится в центре Вселенной |
III-II до н.э. |
Эратосфен | Отец географии, автор труда «Географические запуски», создал карту мира |
I до н.э. |
Страбон | Автор "Географии" в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира |
100-170 гг. н.э. |
Птолемей | Автор «Альмагеста», создал «Руководство по географии». Создатель первых современных карт мира (с указанием широты и долготы объектов) |
VII-XII вв.н.э. |
арабские географы | заложили основу описательной географии опирающейся на карту. Создан первый климатический атлас мира - «Kitab al-Ashkal» |
эпоха Средневековья | ||
IX-XI вв. н.э. | скандинавы-викинги | Открытие Гренландии и Северной Америки |
1254-1324 гг. |
Марко Поло | Совершил путешествия по Азии и описал в книге «О разнообразии мира» |
XV в. |
Афанасий Никитин | Изучал быт народа Персии и Индии. Автор записей "Хождение за три моря" |
1450-1500 гг. |
Бартоломеу Диаш | В 1488 году в поисках морского маршрута в Индию он первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Достиг одного из южных мысов Африки, который был назван мысом Бурь. |
эпоха Великих географических открытий | ||
1460-1524 гг. | Васко да Гама | Командующий экспедицией, которая первая в истории прошла морским путём из Европы в Индию |
1451-1506 гг. | Христофор Колумб | В 1492 году открыл для европейцев Америку, совершив 4 плавания, исследовал центральную часть Латинской Америки. |
1450-1499 | Джон Кабот | Исследовал побережье Северной Америки (остров Ньюфаундленд) |
1480-1521 гг. | Фернан Магеллан | В 1519-1921 гг. совершил первое кругосветное путешествие, доказав наличие единого мирового океана. |
1512-1594 гг. | Меркатор | Автор «Картографической проекции», создал глобус Луны, новая карта Европы, автор первого географического атласа. |
1622- 1651 |
Берхард Варен (Варениус) |
Написал книгу «Всеобщая география». Выделил географию из системы европейских знаний в отдельную науку, определив в общем виде её цель, задачи, методы исследований и область применения. |
1642-1644 | Абель Тасман | Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии, Фиджи, а также побережья Австралии. |
1605-1673 | Семен Дежнев | Исследователь Северной и Северо-Восточной Сибири |
новое время | ||
1681-1741 | Витус Беринг | Исследователь Камчатки. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской, достигнув берегов Северной Америки |
1686-1750 | Василий Татищев | Выделил историческую географию |
1711-1765 | Михаил Ломоносов | Заложил географические основы изучения России, геологии и происхождения Земли. |
1728-1779 | Джеймс Кук | Возглавлял три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Изучил Австралию и Новую Зеландию. Предположил существования Южного материка (Антарктида). |
1819-1821 | Беллинзгаузен и Лазарев | Открытие Антарктиды |
1909 | Роберт Пири | Покорение Северного полюса Земли |
1911 | Рауль Амудсен и Роберт Скотт | Первооткрыватели Южного полюса Земли. Экспедиция Скотта трагически погибла во время возвращения. Амудсен первый человек покоривший оба полюса Земли. |
эпоха дифференциация знаний | ||
1769-1859 | Александр фон Гумбольт | Разработал карты и их распределение, дал обоснование климатологии как науки. |
1770-1846 | Иван Крузенштерн | Возглавил первую русскую кругосветную экспедицию |
1779-1859 | Карл Риттер | Основоположник общественной и социально-экономической географии, ввёл понятие землеведение |
1839-1888 | Николай Пржевальский | Географическое и естественно-историческое исследование горных систем Центральной Азии. Один из крупнейших климатологов XIX века |
1846-1888 | Н.Н. Миклухо-Маклай | Антрополог-этнограф и натуралист-путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. |
1827-1914 | П. Семенов-Тянь Шанский | Создал экономическое районирование России |
1842-1916 | Александр Воейков | Основоположник климатологии |
1846-1903 | Василий Докучаев | Основоположник почвоведения и географии почв |
1863-1945 | Владимир Вернадский | Внёс вклад в развитие биосферы, доказал переход биосферы в ноосферу |
1881-1963 | Николай Баранский | Развитие экологической географии, обосновал для неё место в системе географических наук |
1871-1941 | А. Крубер | Основоположник отечественного карстоведения |
современный этап познания Земли | ||
1900-1920 |
Э. Мартель |
Отец спелеологии |
1943 |
Жак Ив Кусто |
Океанограф-натуралист. Изобрел акваланг |
1953 |
Э. Хиллари, Т. Норгей |
Первые покорители Эвереста. До них было предпринято 50 безуспешных экспедиций. |
1960 |
Д. Уолш и Ж. Пикар |
Первое в мире погружение на дно Марианского жёлоба (11 521 метр) |
1961 |
Юрий Гагарин |
Первый человек побывавший в космосе |
под землей
под водой
высшая точка
глубочайшая впадина
Цель: научиться анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», определять последствия этих движений, объяснять смену дня и ночи, времён года, показывать на схеме положение планеты в дни равноденствия и солнцестояния.
Основные понятия
Земная ось — воображаемая прямая линия, вокруг которой происходит суточное вращение Земли. Эта линия проходит через центр Земли и соединяет две противоположные точки на земной поверхности — географические полюса.
Осевое движение — движение Земли вокруг своей оси.
Орбитальное движение — движение Земли вокруг Солнца.
Экватор — условная линия на поверхности Земли, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях. Экватор делит земной шар на два полушария — Северное и Южное. Он является линией постоянного равноденствия. Солнце бывает над экватором в зените дважды в году, по линии экватора день всегда равен ночи.
Тропики — параллели, отстоящие на 23°27' к северу (Северный) и к югу (Южный) от экватора. Тропики ограничивают околоэкваториальное пространство, в пределах которого Солнце может находиться в зените. Страны, лежащие между Северным и Южным тропиками, называются тропическими.
Полярные круги (Северный и Южный) — параллели в Северном и Южном полушариях с широтой 66°33', которые ограничивают ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.
заполните таблицу
Дата | какое время года в вашей местности | как называется этот день | где Солнце находится в зените |
22 июня | |||
23 сентября | |||
22 декабря | |||
21 марта |
Основные понятия
Азимут –угол, образованный направлением на Север (магнитный меридиан) и направлением на искомый предмет (откладывается по часовой стрелке).
Ориентироваться на местности – это, значит, определить своё местоположение и нужное направление движения или действия относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и элементов рельефа.
Основные понятия
Масштаб — величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем реальное расстояние на местности.
Виды масштаба:
Запомни! 1 м = 100 см; 1 км = 100 000 см
Переведите численный масштаб в именованный.
а) 1 : 2500б) 1 : 600
б) 1 : 400 000
Решение
По условию задачи 3 см = 18 км.
1 см =18 км : 3 см = 6 км.
Ответ: масштаб карты — 1 см = 6 км
Выполните задания
а) Определите масштаб карты, если:
расстояние между городами Москвой и Оренбургом - 1250 км, а на карте составило 5 см
расстояние между городами Иркутском и Владивостоком - 2250 км, а на карте составило 10 см
б) Определите действительное расстояние между городами Нью - Дели (Индия) и Канберра (Австралийский Союз), если:
масштаб карты - 1 см = 250 км, а на карте получили 11 см
масштаб карты - 1 см = 550 км, а на карте получили 5 см
По физической карте России с помощью масштаба определите расстояние между городами:
а) Москва - Санкт-Петербург
б) Казань — Волгоград
Начертите отрезок в масштабе 1 : 5000, если на местности он составил 250 м.
Основные понятия
План местности — чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков.
Горизонталь - линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой.
Бергштрих — чёрточка, проведённая перпендикулярно горизонтали, указывающая свободным концом, в каком направлении снижается склон.
Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы
Цели работы:
1. Составить простейший план местности, на котором изучаются природные комплексы.+
2. Развивать умение самостоятельно составлять план местности и ориентироваться на ней при движении.+
Последовательность выполнения работы
Составьте простейший план той местности, на которой во время предыдущей экскурсии изучались природные комплексы.+
Во время движения от одной остановки к следующей измеряйте расстояния шагами или по времени в пути. С помощью линейного масштаба и циркуля откладывайте его на планшете. Отмечайте место новой остановки проколом с кружком. Так, переходя от одной точки местности к другой, изображайте на планшете места остановок и расположенные около них предметы.+
Затем заканчивают оформление плана: подписывают названия объектов на самом плане, его заголовок и масштаб, рисуют рамку, подписывают фамилии съемщиков и тех, кто оформлял план, ставят дату и место выполнения съемки.+
Последовательность выполнения маршрутной съемки показана на рис. А, Б, В.+
Признаки линий градусной сетки |
Меридианы |
Параллели |
В какие стороны горизонта направлены? |
На север и на юг |
На запад и на восток |
Какова длина в градусах? |
180 |
360 |
Какова длина в километрах? |
20 000 |
От 40 000 и менее |
Какова длина 1є в километрах? |
111 |
От 111 на экваторе и менее на параллелях к полюсам |
Какую форму имеют на глобусе? |
Дуга |
Окружность |
Какую форму имеют на карте полушарий? |
Крайние – дуги, средний – прямая, остальные – кривые линии |
Средняя – прямая, остальные - кривые |
* - учебник «География: физическая география» под редакцией Т.П. Герасимовой, М. Просвещение, 1990
Широта, ˚ |
Длинна дуги параллели в 1˚ по долготе |
Широта, ˚ |
Длинна дуги параллели в 1˚ по долготе |
0 |
111,3 |
50 |
71,7 |
5 |
110,9 |
55 |
64,0 |
10 |
109,6 |
60 |
55,8 |
15 |
107,6 |
65 |
47,2 |
20 |
104,6 |
70 |
38,2 |
25 |
101,0 |
75 |
28,9 |
30 |
96,5 |
80 |
19,4 |
35 |
91,3 |
85 |
9,7 |
40 |
85,4 |
90 |
0 |
45 |
78,8 |
|
|
Автор: | Пурига П.В. | Вопросов: | 4 | Максимальный балл: | 4 |
Какую широту имеет Южный полюс? | |
Масштаб-это... | |
Угол между направлением на север и на какой-либо объект на местности называется | |
Выше изображен линейный масштаб. Запишите его в поле в виде числового масштаба. | |
по размеру (площади)
Страна | Столица | Площадь |
1.Россия | Москва | 17,1 |
2.Канада | Оттава | 10 |
3.Китай | Пекин | 9,6 |
4.США | Вашингтон | 9,6 |
5.Бразилия | Бразилиа | 8,5 |
6.Австралия | Канберра | 7,7 |
7.Индия | Нью-Дели | 3,3 |
8.Аргентина | Буэнос-Айрес | 2,8 |
9.Казахстан | Нурсултан | 2,7 |
10.Алжир | Алжир | 2,4 |
по численности населения
Страна | Столица | Численность населения |
1.Китай | Пекин | 1.4 млрд |
2.Индия | Нью-Дели | 1,35 млрд |
3.США | Вашингтон | 330.5 млн |
4.Индонезия | Джакарта | 265 млн |
5.Бразилия | Бразилиа | 211 млн |
6.Пакистан | Исламабад | 207 млн |
7.Нигерия | Абуджа | 203 млн |
8.Бангладеш | Дакка | 170 млн |
9.Россия | Москва | 145 млн |
10.Мексика | Мехико | 136 млн |
«Основные формы рельефа Земли».
Цели работы:
Оборудование: атлас, учебник.
ХОД РАБОТЫ
1. По картам атласа (физическая карта полушарий):
а) горные системы: Уральские, Кавказские, Верхоянские, Гималаи, Кордильеры, Памир.
б) вершины: пик Коммунизма, Джомолунгма (Эверест).
в) равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская (Русская) равнина, Средне-Сибирское плоскогорье,
Западно-Сибирская равнина
инструкцию по работе с контурными картами можно посмотреть по этой ссылке
2. Найдите ответы на вопросы:
3. Сделайте схематический рисунок горста, грабена.
4. Заполните таблицу: “Различие гор по строению” (приведите примеры).
Складчатые |
Глыбовые |
Складчато-глыбовые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Вулканы. Горячие источники».
Цели работы:
Оборудование: атлас, контурная карта, учебник.
ХОД РАБОТЫ
1. Как используются воды горячих источников человеком?
2. Сделайте схематический рисунок вулкана в разрезе. Изобразите: а) конус; б) жерло; в) очаг магмы; г) кратер. Правильно сделайте надписи, выполните все аккуратно.
3. Какую форму имеет вулканические горы?
4. Отметьте на контурной карте местонахождение вулканов: Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи.
5. Почему в вулканических областях источники, часто бывают минеральными и с высокой температурой?
6. Какова роль вулканизма в формировании рельефа Земли?
7. Расскажите о вулкане Ключевская Сопка?
Творческая работа. Учащиеся по группам готовят доклады: